Виды весельных кораблей
Infantry :: Дебаты по СВ :: Весло и парус :: Морские корабли
Страница 1 из 1
Виды весельных кораблей
В средние века идея классификации кораблей в соответствии с количеством гребцов была отброшена, и типам кораблей давались названия, которые много веков спустя, учитывая отсутствие точных определений, сделали идентификацию и определение особенностей конструкции и такелажа затруднительными. Эти названия были объектом дебатов среди ученых, которые не всегда приходили к одинаковым заключениям.
Мы уже упоминали, что в античную эпоху классификация, а следовательно, и типы судов, основывались на количестве весел или гребцов, находящихся в половине поперечного сечения корпуса. Отсюда греческие триеры и пентеры, римские биремы, квинкеремы и «десятки», а также триаконтеры и пентеконтеры Восточной Римской Империи.
Однако даже в средние века количество гребцов или весел по-прежнему упоминалось — не для того чтобы определить тип судна, а дабы различать размеры кораблей одного и того же типа: например — двухсот тридцативесельный дромон, стовосьмидесятивесельный дромон, или же — стовесельный селандер и восьмидесятиве- сельный селандер. В последующие столетия более распространено было упоминание о числе скамей: так существовала галера в двадцать пять скамей и галиот в восемнадцать скамей.
Так «триремой» называлась галера с тремя гребцами на скамью. Когда же прежнюю систему заменила система ступенчатых ярусов, то есть система с несколькими гребцами, работающими одним веслом, от латинских названий типов судов отказались.
Главные источники информации о кораблях раннего средневековья найдены в различных документах, старейшие из них — византийские, такие как трактат «Навмахия» императора Льва VI (Лев Мудрый, 886-912) и книга «De Caerimonis Aulae Byzantinae» Константина VII Порфирородного (912-959), исторический труд на латыни «Richardi Regis Iter Hierosolymitanorum» хроникера Гальфрида Вайнсолфа, который сопровождал Ричарда Львиное сердце в Крестовом походе 1191-1192 гг., «Gazaria Statutes» Генуэзской республики, венецианский «Capitolare Nauticum» (1255) и другие произведения.
Что касается галер начала нового времени, то можно найти более обширную и полную документацию. Мы упомянем только некоторые из более известных работ, таких как «Nautica Mediterranean римлянина Бартоломео Кресчен- цио (1607) и «Artata Navale» Пантеро Пантера (1614), а также «Военно-морское искусство» француза Поля Осте (1697). Существуют также многие венецианские документы, среди которых особенно следует упомянуть манускрипт венецианца Пико делла Мирандола «О строительстве военно-морских кораблей», посвященный «Светлейшему принцу венецианскому», где автор предлагал построить галеру с двумя рядами весел.
Изучение этих документов дает нам обилие названий, но не всегда адекватные описания типов кораблей, которые под ними фигурируют. Более того, следует иметь в виду, что с течением столетий корабли, несомненно принадлежавшие к различным типам, имели одинаковые наименования. В документах, относящихся к периоду между VI и X вв. упоминаются дромо- ны, селандеры, виссер-селандеры, яхты и даже галеры. Однако документы XII-XVII вв. не содержат этих названий и упоминают почти исключительно о галерах и производных от них: галиоте, галеасе, фусте (маленькой галере), бриге и фрегате.
Обобщив информацию, можно приблизительно отметить основные различия и сделать вывод, что примерно до 1100 г. весельные военные суда принадлежали к семейству дромонов, а с 1100 г. и далее — к семейству галер.
В семействе галер имелся один ряд весел, и каждым веслом орудовало по нескольку гребцов, занимавших одну скамью (банку). На легкой галере с одним гребцом на весло обычно имелось три гребца на банку, и каждый работал отдельным веслом. У всех весел, однако, уключины располагались на одном и том же уровне — на деревянной балке, именуемой планширом.
В семействе дромонов имелось по два рядавесел на корабле, и верхним орудовали гребцы, сидевшие на банках, устроенных под той же самой палубой. Дромоны были наиболее распространенными военными кораблями, на них имелось по сотне весел, и поэтому их также называли гекаконтерами. Весла располагались в два ряда — по двадцать пять с каждого борта. Как правило, весла верхнего ряда, более длинные и тяжелые, приводились в движение двумя гребцами, а весла нижнего ряда — только одним каждое.
Гульельмотти сообщает, что дромоны имели 197 футов (60 м) в длину и 33 фута (10 м) в ширину. Эти данные кажутся преувеличенными, поскольку самые крупные галеры, построенные четыре-пять веков спустя, имели только 164 фута (50 м) в длину и 16,5 фута (5 м) в ширину. Учитывая, что на них имелось по двадцать пять весел по каждому борту, приводимых в движение максимум двумя гребцами каждое, можно предположить, что они были примерно в 131 фут (40 м) длиной, что больше походит на галеру в двадцать пять банок. Оговорив, что об этом типе кораблей имеется очень мало информации, Ландстрем осуществляет реконструкцию, где имеется двадцать пять весел по борту, расположенных в два ряда: в верхнем — двенадцать, в нижнем — тринадцать, в то время как из уже упомянутого текста вполне ясно, что по двадцать пять весел насчитывалось в каждом ряду.
Что касается парусов, Гульельмотти склоняется в пользу прямых. Ландстрем снабжает свою модель латинским парусом, но более вероятно, что паруса были прямыми, что будет объяснено, когда речь пойдет о такелаже.
Яхты упоминаются в «Навмахии» Льва Мудрого. Он пишет, что командир эскадры должен находиться на борту разновидности дромона, называемой яхтой, и говорит, что эта яхта должна быть крупнее, быстрее и лучше вооружена, чем прочие дромоны. Такое описание дает нам повод изобразить дромон, скорее, минимум, с тридцативесельным комплектом, нежели с двадцатипятивесельным. Но за несколько лет до того Константин Порфирородный пишет в уже упомянутом труде: «Императорский флот насчитывал шестьдесят дромонов, на каждом — двести тридцать гребцов и семьдесят солдат. В добавление к дромонам имелось сорок яхт, на двадцати из которых помещалось по сто шестьдесят человек, а на двадцати — только по сто тридцать». Еще один его современник, Мерсиус, говорит о «Двенадцати яхтах со ста шестьюдесятью гребцами и восьми — со ста тридцатью».
Отсюда может показаться, что яхты являлись дромонами поменьше и побыстрее, где имелось то же разделение весел на два ряда, и, максимум, двадцать пять весел в каждом из них. Там была, вероятно, одна мачта и один прямой парус. Следует указать, что в «Gazaria Statutes» от 17 марта 1340 г. яхты упомянуты в одном ряду с галерами как «торговые суда только с одной палубой», и это показывает, что за триста лет значение слова полностью изменилось. В значительно более недавние времена слово «яхта» использовалось исключительно по отношению к прогулочному судну, особенно парадному, снабженному как парусами, так и мотором.
Окружен тайной также класс селандеров, но они, определенно, относились к семейству дромонов. Документы X века (Дитмар — книга III) описывают их как «корабль исключительной длины и поразительной скорости с двумя рядами весел и ста пятьюдесятью гребцами». Описывая экспедицию 949 г. против острова Крит, Константин Порфирородный сообщает: «Императорский флот был составлен из ста пятидесяти вис- серов, включая шесть яхт... сотни селандеров, переделанных в виссеры...». В другом месте он говорит: «Стратег Самоса был послан на Крит с шестью виссер-селандерами, каждый из которых нес по сто человек», и «с шестью яхтами-селан- дерами, по сто двадцать человек на каждой, а четыре виссер-селандера — со ста восемью людьми были оставлены охранять город».
Гульельмотти говорит, что название «селандер» происходит от греческого обозначения черепахи и связано с формой кастла (надстройки, похожей на башню), что на нем имелся только один ряд весел, одна или две мачты с латинскими парусами, и что его отличительной особенностью являлось плоское днище и маленькая осадка, так что они могли ходить по мелководью. Так как все это не подтверждено документами и противоречит данным, приведенным в трудах X-XI вв., здесь возникают сомнения по части точности.
Мы располагаем изображением селандера, но оно не является для нас особо ценным, так как выбито на медали, изготовленной для дожа Пьет- ро Кандиано. Существовало четыре дожа с таким именем: первый правил с 887 по 888 г., второй с 923 по 939, третий с 942 по 959, а четвертый с 959 по 976 гг. Поскольку дата на медали отсутствует, следует предположить, что ее выбили по случаю успешного выступления Пьетро Кандиано I против нарентинских пиратов и, следовательно, ее можно датировать 888 г. Изображенный на ней селандер — это корабль всего лишь с одним рядом весел, по шесть с каждого борта — три в направлении к носу и три к корме от большой центральной башни — и с мачтой впереди.
Следовательно, мы можем заключить, что селандер был дромоном с высокой и округлой башней впереди и двумя рядами весел для ста—ста пятидесяти гребцов. Когда этот тип сочетался с другими разновидностями судов, возникла яхта-селандер, более скорая и лучше вооруженная или виссер-селандер с меньшим количеством гребцов, поскольку от него не требовалось скорости. Мы делаем такой вывод, ссылаясь на теорию Джела, по которой термин «селандер» применялся для обозначения корабля более медленного, чем быстроходный дромон.
Галера была меньшим из дромонов, упоминаемых у Льва Мудрого. Он оговаривает, что на ней имелся только один ряд весел, которых могло насчитываться двадцать пять по борту. Двадцать пять банок по борту сохранялось и для галер XIV-XV вв., но на каждой банке располагалось по три гребца, и у каждого имелось по веслу, так что количество весел, которых насчитывалось пятьдесят на галерах X в., на венецианских зензиль-галерах или же на генуэзских галерах с тремя веслами на банку в XIV-XV вв. возросло до ста пятидесяти. В XVI-XVII вв. галеры в результате принятия «ступенчато-ярус- ной системы», или же системы «скалоджио», опять вернулись к соотношению по одному веслу на скамью и достигали максимум тридцати шести скамей.
Продолжая знакомство с типами судов X-XI вв., мы находим такие названия, как «кэт», «буцентавр», «ligna de teriis» и «большая галера».
Название «кэт» происходит, возможно, от искаженного галльского слова, превращенного в «каттус»; согласно венецианским законам, «кэт» — это большая галера, одна из тех, где находилось до ста человек.
Архиепископ Уильям Тирский говорит в «Gesta dei per Francos», что в 1121 г. дож Доменико Микеле отправился в Сирию с флотом, составленным из сорока галер, двадцати восьми кэтов и четырех больших грузовых судов, и дальше объясняет, что «корабли с рострами, которые называют кэтами» были крупнее галер, что на них имелось по сто весел, и каждым орудовало по два человека. Во время плавания кэты шли рядом с четырьмя большими грузовыми судами, а галеры поддерживали их с тыла; следовательно, кэты не очень-то годились для битвы. Одной из особенностей, характерной также для галер конца XIV в., было наличие двух кормовых весел. Другой хроникер, Альбер д'Экс (Альбертус Аквенсис) говорит: «на галерах... на триремах, именуемых в просторечии каттус...». Это подтверждает, что термин «кэт» относится к большой галере.
«Буцентавр», официальный корабль дожа, не был военным, но документы XIV в. описывают такие суда как разновидность большой галеры
Из венецианского указа от 30 декабря 1337 г. можно сделать вывод, что «буцентавр» — это искаженное «дуценторум» — следовательно, бу- центавры и кэты являлись одним и тем же типом корабля.
Ligna de teriis, упоминаемые почти исключительно в генуэзских статутах Уффицио ди Газариа в годы между 1300 и 1350, были кораблями, размерами меньше галер с тремя, а то и двумя веслами на скамью. Установить, что эти корабли были меньше галер можно с помощью одного из генуэзских статутов, который датируется 14 октября 1316 г. и озаглавлен: «Ordina- mentum [actum in galeis navigaturis ad Aguas Mortuas». В нем устанавливалось, что, направляясь из Генуи в Аг Морт близ Монпелье во Франции, корабли не могут идти поодиночке, но каждую галеру должна сопровождать другая галера или lignum de teriis с восемьюдесятьюста веслами. Эти суда не могли ходить парами, а только в сопровождении более крупной и лучше вооруженной галеры
«Большая галера» была, как правило, не военным, а купеческим судном. Большим военным галерам давались особые названия, такие, как уже упоминавшиеся кэт, буцентавр, а с XVI по XVII вв. и другие.
Мы уже упоминали, что в античную эпоху классификация, а следовательно, и типы судов, основывались на количестве весел или гребцов, находящихся в половине поперечного сечения корпуса. Отсюда греческие триеры и пентеры, римские биремы, квинкеремы и «десятки», а также триаконтеры и пентеконтеры Восточной Римской Империи.
Однако даже в средние века количество гребцов или весел по-прежнему упоминалось — не для того чтобы определить тип судна, а дабы различать размеры кораблей одного и того же типа: например — двухсот тридцативесельный дромон, стовосьмидесятивесельный дромон, или же — стовесельный селандер и восьмидесятиве- сельный селандер. В последующие столетия более распространено было упоминание о числе скамей: так существовала галера в двадцать пять скамей и галиот в восемнадцать скамей.
Так «триремой» называлась галера с тремя гребцами на скамью. Когда же прежнюю систему заменила система ступенчатых ярусов, то есть система с несколькими гребцами, работающими одним веслом, от латинских названий типов судов отказались.
Главные источники информации о кораблях раннего средневековья найдены в различных документах, старейшие из них — византийские, такие как трактат «Навмахия» императора Льва VI (Лев Мудрый, 886-912) и книга «De Caerimonis Aulae Byzantinae» Константина VII Порфирородного (912-959), исторический труд на латыни «Richardi Regis Iter Hierosolymitanorum» хроникера Гальфрида Вайнсолфа, который сопровождал Ричарда Львиное сердце в Крестовом походе 1191-1192 гг., «Gazaria Statutes» Генуэзской республики, венецианский «Capitolare Nauticum» (1255) и другие произведения.
Что касается галер начала нового времени, то можно найти более обширную и полную документацию. Мы упомянем только некоторые из более известных работ, таких как «Nautica Mediterranean римлянина Бартоломео Кресчен- цио (1607) и «Artata Navale» Пантеро Пантера (1614), а также «Военно-морское искусство» француза Поля Осте (1697). Существуют также многие венецианские документы, среди которых особенно следует упомянуть манускрипт венецианца Пико делла Мирандола «О строительстве военно-морских кораблей», посвященный «Светлейшему принцу венецианскому», где автор предлагал построить галеру с двумя рядами весел.
Изучение этих документов дает нам обилие названий, но не всегда адекватные описания типов кораблей, которые под ними фигурируют. Более того, следует иметь в виду, что с течением столетий корабли, несомненно принадлежавшие к различным типам, имели одинаковые наименования. В документах, относящихся к периоду между VI и X вв. упоминаются дромо- ны, селандеры, виссер-селандеры, яхты и даже галеры. Однако документы XII-XVII вв. не содержат этих названий и упоминают почти исключительно о галерах и производных от них: галиоте, галеасе, фусте (маленькой галере), бриге и фрегате.
Обобщив информацию, можно приблизительно отметить основные различия и сделать вывод, что примерно до 1100 г. весельные военные суда принадлежали к семейству дромонов, а с 1100 г. и далее — к семейству галер.
В семействе галер имелся один ряд весел, и каждым веслом орудовало по нескольку гребцов, занимавших одну скамью (банку). На легкой галере с одним гребцом на весло обычно имелось три гребца на банку, и каждый работал отдельным веслом. У всех весел, однако, уключины располагались на одном и том же уровне — на деревянной балке, именуемой планширом.
В семействе дромонов имелось по два рядавесел на корабле, и верхним орудовали гребцы, сидевшие на банках, устроенных под той же самой палубой. Дромоны были наиболее распространенными военными кораблями, на них имелось по сотне весел, и поэтому их также называли гекаконтерами. Весла располагались в два ряда — по двадцать пять с каждого борта. Как правило, весла верхнего ряда, более длинные и тяжелые, приводились в движение двумя гребцами, а весла нижнего ряда — только одним каждое.
Гульельмотти сообщает, что дромоны имели 197 футов (60 м) в длину и 33 фута (10 м) в ширину. Эти данные кажутся преувеличенными, поскольку самые крупные галеры, построенные четыре-пять веков спустя, имели только 164 фута (50 м) в длину и 16,5 фута (5 м) в ширину. Учитывая, что на них имелось по двадцать пять весел по каждому борту, приводимых в движение максимум двумя гребцами каждое, можно предположить, что они были примерно в 131 фут (40 м) длиной, что больше походит на галеру в двадцать пять банок. Оговорив, что об этом типе кораблей имеется очень мало информации, Ландстрем осуществляет реконструкцию, где имеется двадцать пять весел по борту, расположенных в два ряда: в верхнем — двенадцать, в нижнем — тринадцать, в то время как из уже упомянутого текста вполне ясно, что по двадцать пять весел насчитывалось в каждом ряду.
Что касается парусов, Гульельмотти склоняется в пользу прямых. Ландстрем снабжает свою модель латинским парусом, но более вероятно, что паруса были прямыми, что будет объяснено, когда речь пойдет о такелаже.
Яхты упоминаются в «Навмахии» Льва Мудрого. Он пишет, что командир эскадры должен находиться на борту разновидности дромона, называемой яхтой, и говорит, что эта яхта должна быть крупнее, быстрее и лучше вооружена, чем прочие дромоны. Такое описание дает нам повод изобразить дромон, скорее, минимум, с тридцативесельным комплектом, нежели с двадцатипятивесельным. Но за несколько лет до того Константин Порфирородный пишет в уже упомянутом труде: «Императорский флот насчитывал шестьдесят дромонов, на каждом — двести тридцать гребцов и семьдесят солдат. В добавление к дромонам имелось сорок яхт, на двадцати из которых помещалось по сто шестьдесят человек, а на двадцати — только по сто тридцать». Еще один его современник, Мерсиус, говорит о «Двенадцати яхтах со ста шестьюдесятью гребцами и восьми — со ста тридцатью».
Отсюда может показаться, что яхты являлись дромонами поменьше и побыстрее, где имелось то же разделение весел на два ряда, и, максимум, двадцать пять весел в каждом из них. Там была, вероятно, одна мачта и один прямой парус. Следует указать, что в «Gazaria Statutes» от 17 марта 1340 г. яхты упомянуты в одном ряду с галерами как «торговые суда только с одной палубой», и это показывает, что за триста лет значение слова полностью изменилось. В значительно более недавние времена слово «яхта» использовалось исключительно по отношению к прогулочному судну, особенно парадному, снабженному как парусами, так и мотором.
Окружен тайной также класс селандеров, но они, определенно, относились к семейству дромонов. Документы X века (Дитмар — книга III) описывают их как «корабль исключительной длины и поразительной скорости с двумя рядами весел и ста пятьюдесятью гребцами». Описывая экспедицию 949 г. против острова Крит, Константин Порфирородный сообщает: «Императорский флот был составлен из ста пятидесяти вис- серов, включая шесть яхт... сотни селандеров, переделанных в виссеры...». В другом месте он говорит: «Стратег Самоса был послан на Крит с шестью виссер-селандерами, каждый из которых нес по сто человек», и «с шестью яхтами-селан- дерами, по сто двадцать человек на каждой, а четыре виссер-селандера — со ста восемью людьми были оставлены охранять город».
Гульельмотти говорит, что название «селандер» происходит от греческого обозначения черепахи и связано с формой кастла (надстройки, похожей на башню), что на нем имелся только один ряд весел, одна или две мачты с латинскими парусами, и что его отличительной особенностью являлось плоское днище и маленькая осадка, так что они могли ходить по мелководью. Так как все это не подтверждено документами и противоречит данным, приведенным в трудах X-XI вв., здесь возникают сомнения по части точности.
Мы располагаем изображением селандера, но оно не является для нас особо ценным, так как выбито на медали, изготовленной для дожа Пьет- ро Кандиано. Существовало четыре дожа с таким именем: первый правил с 887 по 888 г., второй с 923 по 939, третий с 942 по 959, а четвертый с 959 по 976 гг. Поскольку дата на медали отсутствует, следует предположить, что ее выбили по случаю успешного выступления Пьетро Кандиано I против нарентинских пиратов и, следовательно, ее можно датировать 888 г. Изображенный на ней селандер — это корабль всего лишь с одним рядом весел, по шесть с каждого борта — три в направлении к носу и три к корме от большой центральной башни — и с мачтой впереди.
Следовательно, мы можем заключить, что селандер был дромоном с высокой и округлой башней впереди и двумя рядами весел для ста—ста пятидесяти гребцов. Когда этот тип сочетался с другими разновидностями судов, возникла яхта-селандер, более скорая и лучше вооруженная или виссер-селандер с меньшим количеством гребцов, поскольку от него не требовалось скорости. Мы делаем такой вывод, ссылаясь на теорию Джела, по которой термин «селандер» применялся для обозначения корабля более медленного, чем быстроходный дромон.
Галера была меньшим из дромонов, упоминаемых у Льва Мудрого. Он оговаривает, что на ней имелся только один ряд весел, которых могло насчитываться двадцать пять по борту. Двадцать пять банок по борту сохранялось и для галер XIV-XV вв., но на каждой банке располагалось по три гребца, и у каждого имелось по веслу, так что количество весел, которых насчитывалось пятьдесят на галерах X в., на венецианских зензиль-галерах или же на генуэзских галерах с тремя веслами на банку в XIV-XV вв. возросло до ста пятидесяти. В XVI-XVII вв. галеры в результате принятия «ступенчато-ярус- ной системы», или же системы «скалоджио», опять вернулись к соотношению по одному веслу на скамью и достигали максимум тридцати шести скамей.
Продолжая знакомство с типами судов X-XI вв., мы находим такие названия, как «кэт», «буцентавр», «ligna de teriis» и «большая галера».
Название «кэт» происходит, возможно, от искаженного галльского слова, превращенного в «каттус»; согласно венецианским законам, «кэт» — это большая галера, одна из тех, где находилось до ста человек.
Архиепископ Уильям Тирский говорит в «Gesta dei per Francos», что в 1121 г. дож Доменико Микеле отправился в Сирию с флотом, составленным из сорока галер, двадцати восьми кэтов и четырех больших грузовых судов, и дальше объясняет, что «корабли с рострами, которые называют кэтами» были крупнее галер, что на них имелось по сто весел, и каждым орудовало по два человека. Во время плавания кэты шли рядом с четырьмя большими грузовыми судами, а галеры поддерживали их с тыла; следовательно, кэты не очень-то годились для битвы. Одной из особенностей, характерной также для галер конца XIV в., было наличие двух кормовых весел. Другой хроникер, Альбер д'Экс (Альбертус Аквенсис) говорит: «на галерах... на триремах, именуемых в просторечии каттус...». Это подтверждает, что термин «кэт» относится к большой галере.
«Буцентавр», официальный корабль дожа, не был военным, но документы XIV в. описывают такие суда как разновидность большой галеры
Из венецианского указа от 30 декабря 1337 г. можно сделать вывод, что «буцентавр» — это искаженное «дуценторум» — следовательно, бу- центавры и кэты являлись одним и тем же типом корабля.
Ligna de teriis, упоминаемые почти исключительно в генуэзских статутах Уффицио ди Газариа в годы между 1300 и 1350, были кораблями, размерами меньше галер с тремя, а то и двумя веслами на скамью. Установить, что эти корабли были меньше галер можно с помощью одного из генуэзских статутов, который датируется 14 октября 1316 г. и озаглавлен: «Ordina- mentum [actum in galeis navigaturis ad Aguas Mortuas». В нем устанавливалось, что, направляясь из Генуи в Аг Морт близ Монпелье во Франции, корабли не могут идти поодиночке, но каждую галеру должна сопровождать другая галера или lignum de teriis с восемьюдесятьюста веслами. Эти суда не могли ходить парами, а только в сопровождении более крупной и лучше вооруженной галеры
«Большая галера» была, как правило, не военным, а купеческим судном. Большим военным галерам давались особые названия, такие, как уже упоминавшиеся кэт, буцентавр, а с XVI по XVII вв. и другие.
Infantry :: Дебаты по СВ :: Весло и парус :: Морские корабли
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения