Infantry


Join the forum, it's quick and easy

Infantry
Infantry
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Виды парусников.

Перейти вниз

Виды парусников. Empty Виды парусников.

Сообщение автор Viktor Grun Ср Май 25, 2011 3:35 pm


Различия между парусными торговыми и во­енными парусниками не так четко и ясно выражены, как различия между гребными военными судами и торговыми парусниками древних времен. В эпоху гребных судов средневековья, кроме, или военных галер, существовали также«фламандские галеры» и «румынские галеры», предназначавшиеся для перевозки товаров, хотя они были вооружены и оснащены, как боевые суда.


Торговым парусникам, подобно фламандским и румынским галерам, приходилось совершать дол­гие путешествия, подвергаясь опасности нападе­ния вражеских судов и морских пиратов. Поэто­му им надо было быть хорошо вооруженными, чтобы иметь возможность эффективно защищать­ся. Это стало наиболее актуальным после вели­ких географических открытий, когда каракки и галеоны, неся домой свой драгоценный груз, ста­новились желанной и соблазнительной добычей, что вынуждало их быть готовыми защищать себя от нападения судов, подобных им размерами и вооружением.
Имеющиеся у нас источники не делают чет­ких различий между торговым и военным гале­оном, и даже к концу эпохи парусных судов в первой половине XIX столетия между трехпа­лубным кораблем, или военным фрегатом, и такого же водоизмещения торговым судном не было различия ни в конструкции корпуса, ни в компоновке и расположении парусов. Конструк­тивные различия стали иметь место после внед­рения парового двигателя.

Самым старым военным парусником Средиземно­морья являлся ког, служивший преимуществен­но в качестве грузового, а также военного суд­на, как это было, например, во флотилии, сна­ряженной Венецианской республикой для крес­тового похода в 1202 г. В этой флотилии было четыреста восемьдесят судов, включая сто двад­цать усиер (судно для перевозки лошадей), и большое количество когов, соответствующим об­разом экипированных осадными башнями и пе­реносными мостами для штурма стен городов, которые предстояло брать. Эти суда играли ак­тивную роль в завоевании Константинополя. При атаке на город галеры высадили солдат с лест­ницами для подъема на стены, а затем отошли, освободив место для когов, которые с башнями и переносными мостами подошли под самые стены, так что солдаты, штурмовавшие стены, оказались практически на том же уровне, что и защитники города. Как известно, Константино­поль был взят 17 июля 1203 г. крестоносцами, которые изгнали византийских императоров из Восточной Римской империи, создав недолговеч­ную Латинскую империю.
Когда Жан де Бриенн, предводитель кресто­носцев, обложил в 1218 г. Дамьетту, для под­держки штурма он использовал коги, связанные попарно, о чем свидетельствует хроникер Оливь- еро да Колонья.
Коги составляли часть флотилии Бьяджио Ас- серето у Понзы в 1435 г., но они, по всей веро­ятности, представляли собой уже совершенно другой тип судна, хотя и носили то же название.
В XIII в. в дополнение к когам существовали и другие довольно крупные суда, именовавшиеся просто «корабль». Мы имеем возможность уви­деть довольно точное изображение парусного корабля 1268 г. в морском договоре «Contractus Navigiis Dominis Regis cum Venetis», который король Франции Людовик подписал с Венециан­ской республикой с целью поставки судов для крестового похода. Этот договор содержит пере­чень размеров и особенностей некоторых судов, в частности, носивших названия «Санта-Мария», «Рокфор» и «Святой Николай». «Рокфор» имел киль длиной в 103,34 фута (31,5 м) и общую длину в 162,4 фута (49,5 м), ширину в 46,94 фута (14,31 м), две полные палубы, главную палубу и надстройки на носу и корме высотой в три твиндека (межпалубное пространство; здесь имеется в виду: «высотой в три этажа»). Коман­да насчитывала сто десять человек, однако суд­но могло взять на борт от семисот до восьмисот человек и пятьдесят лошадей.
Из заключенного с Генуей договора на пос­тавку судов явствует, что генуэзские суда имели две мачты (самая высокая впереди), латинс­кое парусное вооружение (косые треугольные па­руса на мачтах) и два рулевых весла на корме. Эти суда классифицируются как корабли, а не как коги возможно потому, что они были круп­нее и имели такелаж (веревочные ванты и снас­ти) на двух мачтах с латинскими парусами. Гла­ва одиннадцатая «Imposicio Officii Gazakiae» 1141 г. проводит различие между когами и ко­раблями, но поскольку те и другие были одина­ковых размеров, относит их к одному и тому же классу военных судов. Описываются характерные особенности корабля, подтверждается, что он до­лжен иметь грот с бонетом (добавочное полотни­ще, пришнурованное или пристегнутое к нижней кромке основного квадратного паруса для увели­чения его полезной площади), то есть, другими словами, прямой, а не латинский парус и вторую меньшую мачту. Поэтому корабли 1441 г. имели две мачты с прямым парусным вооружением.

Средиземноморский ког 1200-1400 гг. совер­шенно отличался от североевропейского кога. Последние представляли собой средних размеров суда с одним большим прямым парусом и всего одной палубой.
В своих «Хрониках» Джованни Виллани сви­детельствует, что около 1304 г. «некие люди из Байонны в Гаскони на судах, которые они назы­вали когами, прошли через Гибралтарский про­лив и явились в наше море как пираты... с тех пор генуэзцы, венецианцы и каталонцы плавают на когах поскольку коги более надежны и дешевы, како­вое обстоятельство обусловило значительные из­менения в составе нашего военного флота». В сражении между судами Гая Фландрского и Райньера Гримальди из Генуи, которая имела место в августе 1340 г., Виллани говорит, что у Райньера было двадцать пять галер, прибывших из Генуи, и двадцать круглых (парусных) кораб­лей, оснащенных в Кале, тогда как Гай Флан­дрский имел восемьдесят когов с надстройками и оснасткой «соответственно особенностям того моря», и с командой не менее ста человек.

Хроникер в двух местах продолжает подчер­кивать, что североевропейские коги имели иную оснастку, чем средиземноморские, и что их ис­пользование у моряков Средиземноморья в нача­ле 1300 г. получило широкое распространение, вынудив их «отказаться от плавания на больших кораблях».
Наиболее достоверные изображения североев­ропейских когов можно видеть на многочислен­ных печатях немецких городов, присоединивших­ся к Ганзейскому союзу, и в особенности на печати города Эльбинга, которая может быть датирована приблизительно 1350 г. Ког на ней имеет круто изогнутый прямой форштевень и ах­терштевень, один руль и одну мачту с прямым парусом. Когда ког прижился в Средиземноморье, он, вероятно, увеличился в размерах, продолжая сохранять форму корпуса и парусное вооруже­ние, о чем свидетельствует Филиази в своей «Memorie Storiche di Venezia», где он ссылает­ся на коги, способные перевозить от семисот до восьмисот человек. Декрет, провозглашенный до­ном Педро Арагонским в 1340 г., ставит коги в один ряд крупными кораблями: «Que si alguna паи, cocha о altro vexel gros...» («так что если любой корабль, ког или другое крупное судно...»).

После кога, следующим этапом стала «каракка» — тип судна, чье использование приняло широкое распространение в Средиземноморье и Атлантическом океане в начале XV в. Характер­ным для каракки было наличие мачты с прямым парусным вооружением, расположенной чуть впе­реди миделя (середина корпуса судна), и задней мачты с косым латинским парусом.
Ранее изображение каракки можно найти на картине Жентиле де Фабриано, хранящейся в Ватиканском музее. Запечатленная художником каракка имеет квадратный грот, снабженный «бо- нетом», т. е. полосой парусины, добавленной к нижней кромке паруса для увеличения его по­
лезной площади. Это небольшая каракка с од­ной мачтой, вооруженной прямым парусом, и одной мачтой с латинским парусом на корме. Другой характеристикой этого типа судна явля­ется то, что его носовая надстройка (полубак) сильно выступает вперед за форштевень, обыч­но располагаясь над бушпритом, причем эта надстройка всегда бывает высотой в два, а то и в три твиндека.
В XV и XVI столетиях размеры каракки уве­личивались, и её паруса крепились на четырех мачтах, причем две передние были вооружены прямыми парусами, а две задние — косыми ла­тинскими. В дополнение под бушпритом, подо­бно парусу «долонис» на римских кораблях, ста­вился еще один прямой парус, получивший на­звание «блинд». В то время, как у прежних каракк обе мачты с прямым парусным вооруже­нием имели только по одному рею и по одному парусу, в период примерно от 1500 до 1520 г. стал применяться второй рей для марселя (вер' хний парус, иногда второй и третий снизу па­рус) на судах с прямым парусным вооружением. Этот парус изображен на картине, хранящейся в Гринвичском военно-морском музее, на кото­рой представлена португальская каракка «Санта Катерина до Монте Синай», и которая может быть датирована приблизительно 1520 г.

Дальнейшее увеличение парусности было до­стигнуто благодаря добавлению брамреев на двух мачтах с прямыми парусами и двух косых ла­тинских парусов на обеих задних мачтах, как это видно на знаменитой английской каракке «Хенри Грейс а Дьё», построенной в 1514 г.
Viktor Grun
Viktor Grun
Рота земли Майсен
Рота земли Майсен

Количество сообщений : 1323
Возраст : 43
Географическое положение : Киев

http://viktorgrun.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения