Виды парусников.
Infantry :: Дебаты по СВ :: Весло и парус :: Морские корабли
Страница 1 из 1
Виды парусников.
Различия между парусными торговыми и военными парусниками не так четко и ясно выражены, как различия между гребными военными судами и торговыми парусниками древних времен. В эпоху гребных судов средневековья, кроме, или военных галер, существовали также«фламандские галеры» и «румынские галеры», предназначавшиеся для перевозки товаров, хотя они были вооружены и оснащены, как боевые суда.
Торговым парусникам, подобно фламандским и румынским галерам, приходилось совершать долгие путешествия, подвергаясь опасности нападения вражеских судов и морских пиратов. Поэтому им надо было быть хорошо вооруженными, чтобы иметь возможность эффективно защищаться. Это стало наиболее актуальным после великих географических открытий, когда каракки и галеоны, неся домой свой драгоценный груз, становились желанной и соблазнительной добычей, что вынуждало их быть готовыми защищать себя от нападения судов, подобных им размерами и вооружением.
Имеющиеся у нас источники не делают четких различий между торговым и военным галеоном, и даже к концу эпохи парусных судов в первой половине XIX столетия между трехпалубным кораблем, или военным фрегатом, и такого же водоизмещения торговым судном не было различия ни в конструкции корпуса, ни в компоновке и расположении парусов. Конструктивные различия стали иметь место после внедрения парового двигателя.
Самым старым военным парусником Средиземноморья являлся ког, служивший преимущественно в качестве грузового, а также военного судна, как это было, например, во флотилии, снаряженной Венецианской республикой для крестового похода в 1202 г. В этой флотилии было четыреста восемьдесят судов, включая сто двадцать усиер (судно для перевозки лошадей), и большое количество когов, соответствующим образом экипированных осадными башнями и переносными мостами для штурма стен городов, которые предстояло брать. Эти суда играли активную роль в завоевании Константинополя. При атаке на город галеры высадили солдат с лестницами для подъема на стены, а затем отошли, освободив место для когов, которые с башнями и переносными мостами подошли под самые стены, так что солдаты, штурмовавшие стены, оказались практически на том же уровне, что и защитники города. Как известно, Константинополь был взят 17 июля 1203 г. крестоносцами, которые изгнали византийских императоров из Восточной Римской империи, создав недолговечную Латинскую империю.
Когда Жан де Бриенн, предводитель крестоносцев, обложил в 1218 г. Дамьетту, для поддержки штурма он использовал коги, связанные попарно, о чем свидетельствует хроникер Оливь- еро да Колонья.
Коги составляли часть флотилии Бьяджио Ас- серето у Понзы в 1435 г., но они, по всей вероятности, представляли собой уже совершенно другой тип судна, хотя и носили то же название.
В XIII в. в дополнение к когам существовали и другие довольно крупные суда, именовавшиеся просто «корабль». Мы имеем возможность увидеть довольно точное изображение парусного корабля 1268 г. в морском договоре «Contractus Navigiis Dominis Regis cum Venetis», который король Франции Людовик подписал с Венецианской республикой с целью поставки судов для крестового похода. Этот договор содержит перечень размеров и особенностей некоторых судов, в частности, носивших названия «Санта-Мария», «Рокфор» и «Святой Николай». «Рокфор» имел киль длиной в 103,34 фута (31,5 м) и общую длину в 162,4 фута (49,5 м), ширину в 46,94 фута (14,31 м), две полные палубы, главную палубу и надстройки на носу и корме высотой в три твиндека (межпалубное пространство; здесь имеется в виду: «высотой в три этажа»). Команда насчитывала сто десять человек, однако судно могло взять на борт от семисот до восьмисот человек и пятьдесят лошадей.
Из заключенного с Генуей договора на поставку судов явствует, что генуэзские суда имели две мачты (самая высокая впереди), латинское парусное вооружение (косые треугольные паруса на мачтах) и два рулевых весла на корме. Эти суда классифицируются как корабли, а не как коги возможно потому, что они были крупнее и имели такелаж (веревочные ванты и снасти) на двух мачтах с латинскими парусами. Глава одиннадцатая «Imposicio Officii Gazakiae» 1141 г. проводит различие между когами и кораблями, но поскольку те и другие были одинаковых размеров, относит их к одному и тому же классу военных судов. Описываются характерные особенности корабля, подтверждается, что он должен иметь грот с бонетом (добавочное полотнище, пришнурованное или пристегнутое к нижней кромке основного квадратного паруса для увеличения его полезной площади), то есть, другими словами, прямой, а не латинский парус и вторую меньшую мачту. Поэтому корабли 1441 г. имели две мачты с прямым парусным вооружением.
Средиземноморский ког 1200-1400 гг. совершенно отличался от североевропейского кога. Последние представляли собой средних размеров суда с одним большим прямым парусом и всего одной палубой.
В своих «Хрониках» Джованни Виллани свидетельствует, что около 1304 г. «некие люди из Байонны в Гаскони на судах, которые они называли когами, прошли через Гибралтарский пролив и явились в наше море как пираты... с тех пор генуэзцы, венецианцы и каталонцы плавают на когах поскольку коги более надежны и дешевы, каковое обстоятельство обусловило значительные изменения в составе нашего военного флота». В сражении между судами Гая Фландрского и Райньера Гримальди из Генуи, которая имела место в августе 1340 г., Виллани говорит, что у Райньера было двадцать пять галер, прибывших из Генуи, и двадцать круглых (парусных) кораблей, оснащенных в Кале, тогда как Гай Фландрский имел восемьдесят когов с надстройками и оснасткой «соответственно особенностям того моря», и с командой не менее ста человек.
Хроникер в двух местах продолжает подчеркивать, что североевропейские коги имели иную оснастку, чем средиземноморские, и что их использование у моряков Средиземноморья в начале 1300 г. получило широкое распространение, вынудив их «отказаться от плавания на больших кораблях».
Наиболее достоверные изображения североевропейских когов можно видеть на многочисленных печатях немецких городов, присоединившихся к Ганзейскому союзу, и в особенности на печати города Эльбинга, которая может быть датирована приблизительно 1350 г. Ког на ней имеет круто изогнутый прямой форштевень и ахтерштевень, один руль и одну мачту с прямым парусом. Когда ког прижился в Средиземноморье, он, вероятно, увеличился в размерах, продолжая сохранять форму корпуса и парусное вооружение, о чем свидетельствует Филиази в своей «Memorie Storiche di Venezia», где он ссылается на коги, способные перевозить от семисот до восьмисот человек. Декрет, провозглашенный доном Педро Арагонским в 1340 г., ставит коги в один ряд крупными кораблями: «Que si alguna паи, cocha о altro vexel gros...» («так что если любой корабль, ког или другое крупное судно...»).
После кога, следующим этапом стала «каракка» — тип судна, чье использование приняло широкое распространение в Средиземноморье и Атлантическом океане в начале XV в. Характерным для каракки было наличие мачты с прямым парусным вооружением, расположенной чуть впереди миделя (середина корпуса судна), и задней мачты с косым латинским парусом.
Ранее изображение каракки можно найти на картине Жентиле де Фабриано, хранящейся в Ватиканском музее. Запечатленная художником каракка имеет квадратный грот, снабженный «бо- нетом», т. е. полосой парусины, добавленной к нижней кромке паруса для увеличения его по
лезной площади. Это небольшая каракка с одной мачтой, вооруженной прямым парусом, и одной мачтой с латинским парусом на корме. Другой характеристикой этого типа судна является то, что его носовая надстройка (полубак) сильно выступает вперед за форштевень, обычно располагаясь над бушпритом, причем эта надстройка всегда бывает высотой в два, а то и в три твиндека.
В XV и XVI столетиях размеры каракки увеличивались, и её паруса крепились на четырех мачтах, причем две передние были вооружены прямыми парусами, а две задние — косыми латинскими. В дополнение под бушпритом, подобно парусу «долонис» на римских кораблях, ставился еще один прямой парус, получивший название «блинд». В то время, как у прежних каракк обе мачты с прямым парусным вооружением имели только по одному рею и по одному парусу, в период примерно от 1500 до 1520 г. стал применяться второй рей для марселя (вер' хний парус, иногда второй и третий снизу парус) на судах с прямым парусным вооружением. Этот парус изображен на картине, хранящейся в Гринвичском военно-морском музее, на которой представлена португальская каракка «Санта Катерина до Монте Синай», и которая может быть датирована приблизительно 1520 г.
Дальнейшее увеличение парусности было достигнуто благодаря добавлению брамреев на двух мачтах с прямыми парусами и двух косых латинских парусов на обеих задних мачтах, как это видно на знаменитой английской каракке «Хенри Грейс а Дьё», построенной в 1514 г.
Infantry :: Дебаты по СВ :: Весло и парус :: Морские корабли
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения