Лодья со дна реки Рига.
Участников: 4
Страница 1 из 1
Лодья со дна реки Рига.
Когда-то по теперешней территории Риги протекала река под таким же названием. Недалеко от устья, перед впадением в Даугаву, она образовывала озерообразную дугу длиной в несколько сот метров. До вторжения крестоносцев там располагалась гавань местных грузовых судов и лодок.
Главным транспортируемым товаром являлось зерно – рожь, которую местные жители – ливы выращивали на полях, расположенных восточнее гавани. Весьма вероятно, что потребителями зерна были жители неурожайных прибрежных зон Северной Курляндии и острова Сааремаа. На языке древних ливов рожь обозначалась словом "риг". Возможно, именно от этого и произошли звания реки, гавани, населенного пункта, а потом и города.
В период с 1210 по 1215 г. мореплававатели Северной Курляндии и острова Сааремаа отчаянно пытались отвоевать у крестоносцев Ригу. В боях использовались и грузовые суда. Некоторые из них были потоплены немцами в реке Рига. Утверждать, что ладья, о которой далее пойдет речь, являлась одним из этих судов, нельзя, но точно известно, что, обстрелянная, она затонула в реке в XII или XIII веке. Найденные на ней наконечники стрел (кстати, немецкого производства) хранятся в Музее истории города Риги и мореходства. В эпоху трехмачтовых парусников порт переместился на реку Даугаву. Река Рига засорилась и превратилась в городскую канаву, которую начали именовать Ридзиня или Ридзене. Теперь над засыпанным руслом реки расположены мостовые и тротуары, построены дома. О реке напоминает лишь название небольшой улицы – Ридзенес.
В 1938-1939 гг. между улицами Калею, Ридзенес, Вальню и 13 Января в котлованах, которые рыли для новостроек, были обнаружены остатки древних судов. В котловане между улицами Калею и Ридзенес открылся правый берег реки. В траншее между улицами Ридзенес и Вальню, недалеко от левого берега реки, обнаружили хорошо сохранившуюся ладью, которая теперь известна как "Рижский корабль". Она оказалась почти в самом низу культурного слоя, находящегося на 6 м ниже уровня моря. Для отсоса воды необходимо было установить фильтры и мощный мембранный насос.
Ладья лежала на правом боку, носом к улице 13 Января. Левый борт и конструкции верхней части корпуса в оконечностях были раздроблены, видимо, при расчистке фарватера древней гавани. Судно очистили, разобрали, промаркировали детали и извлекли из траншеи. После маркировки детали отправили на склад, а оттуда на обработку консервирующими препаратами. Обработать одновременно можно было только несколько деталей, поэтому большинство их оставалось на складе. В 1941 г. он сгорел вместе с содержимым. По счастливой случайности, на консервацию были отданы самые важные детали: киль, штевни, правая половина шпангоута (почти мидель).
После пожара о реставрации ладьи не могло быть и речи. Долгие годы считалось, что даже для ее реконструкции недостаточно имеющихся данных. Первая успешная попытка подробно изучить конструкцию ладьи была предпринята только летом 1982 г. Главным источником информации служили не опубликованные до настоящего времени чертежи, наброски, .фотоматериалы и описания 1939 г., хранившиеся в музее, а также оставшиеся детали ладьи.
В 1984 г. проект ладьи был восстановлен. По внешнему виду она напоминала большую беспалубную рыбацкую лодку длиной 14,39 м. Ширина корпуса на миделе – 4,9 м, высота борта – 2,4 м.
Есть основания предполагать, что местные мореплаватели ладьеобразные суда обозначали словом "лайва". В литовском и финском языках и сегодня так называются суда всех типов, а в латышском – только лодки. Так, изучая найденные останки древних местных судов и письменные источники, мы стараемся приоткрыть завесу истории местного судостроения.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Re: Лодья со дна реки Рига.
Я так понимаю это она?
Ладья куршей
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
По сути маленький когг?
Ладья куршей
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
По сути маленький когг?
Re: Лодья со дна реки Рига.
да это она. От когга она всеже отличаеться. Вопревых она наглухо плоскодонная Во вторых ког всёже "круглое" судно. Скорее ето архаичный "шнек".
Re: Лодья со дна реки Рига.
Да нет это не плоскодонка,
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
а чем отличается днищная часть коггов?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
а чем отличается днищная часть коггов?
Re: Лодья со дна реки Рига.
Очень интересно ,с чего она не плоскодонная? И что ты сбоку на чертеже собираешся рассмотреть? Соотношение угла борта к киелвой балке?
Re: Лодья со дна реки Рига.
Martyn пишет:Да нет это не плоскодонка,
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Cудя по чертежу, это действительно не плоскодонка (характерные горизонтальные сечения). Это я как судомоделист заявляю))
Komat- Бывалый
- Количество сообщений : 81
Возраст : 40
Географическое положение : Гродно
Re: Лодья со дна реки Рига.
а чем отличается днищная часть коггов?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Re: Лодья со дна реки Рига.
Что то я не понял как тут картинки вывешивать, тяжела для меня это наука...
Ког -округлое судно с килем.
По поводу того что Ладья куршей плоскодонная, да ещё и наглухо, я не согласен, это тогда получается что норманны на плоскодонках по океану расикали. Без киля устойчивости в неспокойном море не будет, далеко на плоскодонки не уплывешь.
Ког -округлое судно с килем.
По поводу того что Ладья куршей плоскодонная, да ещё и наглухо, я не согласен, это тогда получается что норманны на плоскодонках по океану расикали. Без киля устойчивости в неспокойном море не будет, далеко на плоскодонки не уплывешь.
Re: Лодья со дна реки Рига.
Вообще я пока не нашёл четкого определения термина «плоскодонное» этот термин используют как характеристику для множества типов судов, как морских, так и речных. Так что тут чтоб разобраться думаю стоит сравнить для чего вообще строили суда с плоским дном, с слабо выраженным килем и сильно выраженным килем. Плоские суда обладают большой грузоподъёмностью, но меньшей мореходность, устойчивостью по сравнению с судами с килем.
Плоскодонные суда это чаще всего плавали по рекам, озёрам, вдоль побережья, чтоб в случае шторма укрыться под защитой берега. По поводу судов со слабым выраженным килем, таких Ладьи или Кочи то подобные обводы корпуса связаны с тем что они плавали среди льдов, чтобы в случае вымерзания в лёд не быть раздавлены ими. К слову современные ледоколы обладают очень низкой мореходностью в южных морях, плохо переносят волнение, в следствии их специфической формы, но ведь ледоколы с их округлой формы нельзя назвать плоскодонными.
Подумаю найду, ещё чего напишу..
Плоскодонные суда это чаще всего плавали по рекам, озёрам, вдоль побережья, чтоб в случае шторма укрыться под защитой берега. По поводу судов со слабым выраженным килем, таких Ладьи или Кочи то подобные обводы корпуса связаны с тем что они плавали среди льдов, чтобы в случае вымерзания в лёд не быть раздавлены ими. К слову современные ледоколы обладают очень низкой мореходностью в южных морях, плохо переносят волнение, в следствии их специфической формы, но ведь ледоколы с их округлой формы нельзя назвать плоскодонными.
Подумаю найду, ещё чего напишу..
Re: Лодья со дна реки Рига.
нен совсем ,они просто не позволяют идти при некоторых углаз ветра ,сносяться.Плоские суда обладают большой грузоподъёмностью, но меньшей мореходность, устойчивостью по сравнению с судами с килем.
Плоскодонное судно-это судно отношение доски борта которого приближаеться к 0 градусам по отношению горизонтального сечения кильевой балки. Так что это какраз судно плоскодонное.
Re: Лодья со дна реки Рига.
Ну вот у Кога, в середине корпуса, доски борта идут практически -
И можно ли делить суда строго на два вида, "плоскодонные" и "килевые"?
. Но он не плоскодонное судно и как же с ладьями викингов, они что же, на плоскодонных судах ходили, получается.. и как с судами поморов - это тоже плоскодонные суда?приближается к 0 градусам по отношению горизонтального сечения килевой балки
И можно ли делить суда строго на два вида, "плоскодонные" и "килевые"?
Re: Лодья со дна реки Рига.
Нет ,посмотри на сечение "Морского коня".как же с ладьями викингов
А где я про киль говорил? Я говорю о сечении судна.И можно ли делить суда строго на два вида, "плоскодонные" и "килевые"?
Re: Лодья со дна реки Рига.
с ладьями понятно.
Но вот ты говоришь что Ладья из Риги
Но вот ты говоришь что Ладья из Риги
Я вот просмотрев фотография вижу что бортовым доскам далеко до 0 градусов, что данная ладья ну ни как не плоскодонная, а ладья викингов "Гокстад" по сечению корпуса даже ближе к плоскодонным судам чем это судно.Во-превых она наглухо плоскодонная
Основной недостаток плоскодонный судов состоит в том что корпус плохо держит удары волн. При встрече с волной днище судна резко идёт вверх, корпус может взлететь над поверхностью воды. И в следующий момент, при падении на воду, корпус получает сильный удар в днище. Сила удара складывается от скорости судна, его размеров. Проще говоря плоскодонное судно может банально разломиться пополам на волне.Плоские суда просто не позволяют идти при некоторых углаз ветра ,сноситься.
Re: Лодья со дна реки Рига.
И вот ещё вспомнил из недостатков плоскодонок - это чувствительность к расположению центра тяжести и соотношению нагрузки и ширины днища. Грузить нужно более грамотно. Ну и конечно плоскодонные суда сильно сносит вбок при сильно боковом ветре. Так что не корапь, а сказка
Re: Лодья со дна реки Рига.
Андрей ,теория ясна.
А насчет плоскодонности, вот первый пояс по соотношению с кильевой балкой.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
А насчет плоскодонности, вот первый пояс по соотношению с кильевой балкой.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Re: Лодья со дна реки Рига.
Но у Кога так же идёт копус, получаеться что он тоже относиться к плоскодонным судам? Вот ни когда бы не подумал что он к ним относиться.
Re: Лодья со дна реки Рига.
А ведь точно. Вот теперь поди-разберись((
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Re: Лодья со дна реки Рига.
Я думаю нам нужно идти от тех задач, которые стояли перед тогдашними корабелами. С одной стороны они ходили по рекам и озёрам, там им требовался корабль с малой осадкой и большой грузоподъёмности, сейчас к примеру современные суда ходящие по "внутренним водам" рекам, каналам имеют трапециевидную форму корпуса и являются по сути своей плоскодонными судами -это и баржи, сухогрузы и речные теплоходы. С другой стороны необходимо было перевозить товары по морю и тут подобные суда сталкивались и сталкиваются с малой мореходностью речных судов. Ког имеет круглую форму, плоскодонный он только в средний части, при этом нос и корма благодаря зауженной части лучше врезаются в волну и она судно сильно не поднимает, при этом у судна сохранена вместимость. Но блин они так похожи…..
Может тогда чтоб относить суда к той или иной категории нужно опираться не только на форму корпуса, но и где и кто его строил, как и где оно использовалось… а?
Может тогда чтоб относить суда к той или иной категории нужно опираться не только на форму корпуса, но и где и кто его строил, как и где оно использовалось… а?
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения